«Коровы важнее, чем слушания?» — почему в Кирове обсуждают фото губернатора вместо бюджета

Estimated read time 1 min read

«Коровы значительнее, чем слушания по бюджету?» — разговор о приоритетах и символах

Публичные слушания по проекту бюджета Кировской области, состоявшиеся 13 ноября в зале для правительственных заседаний, привлекли внимание не только цифр и строк планируемых доходов и расходов, но и одного, казалось бы, бытового обстоятельства: отсутствия губернатора на мероприятии и фотографий с его участием, размещённых в соцсетях, где глава региона подписал кадры как «сегодня работаю в Орловском районе» и позирует с телёнком. Этот эпизод породил больше вопросов, чем сам формат слушаний, — и это повод поговорить о том, что важнее для жителей и для власти: бюджет или символы, которые формируют доверие.

Что случилось на слушаниях

Около двухсот человек — руководители региона, представители федеральных структур, органов местного самоуправления и депутаты Законодательного Собрания — собрались на публичные слушания по проекту областного бюджета. Формально председательствовать на таких слушаниях должен глава региона: это предусмотрено статьёй 34 пунктом 5 Закона о бюджетном процессе Кировской области, где прямо указано, что «председательствующим на публичных слушаниях является Губернатор Кировской области или уполномоченное им лицо».

На практике же на слушаниях руководил премьер-министр Михаил Сандалов, причём его официально не представили как председательствующего. Отсутствие Александра Валентиновича заметили все «политические круги» — кроме президиума — и это породило разные версии: от забот о здоровье до наличия чрезвычайной ситуации. Но уже во время слушаний общественное волнение сменилось раздражением, когда участники обратили внимание на публикацию губернатора: фотографии из Орловского района, где он изображён с телёнком, вызвали у части аудитории недоумение и критику. Как писали участники, обсуждения приняли саркастическую форму: «предпочёл не бюджет, а коровам хвосты крутить» 😊.

Бюджетные цифры и дефицит

Цифры, представленные на слушаниях, сами по себе требовали внимания: поступления в бюджет — 113 миллиардов рублей при планируемых расходах 115,75 миллиарда, что даёт дефицит почти в три миллиарда рублей. Для депутатов и представителей общественности это не только статистика: дефицит — это вопрос приоритетов, распределения ресурсов и ответственности за исполнение региональной политики в ключевых отраслях — образовании, здравоохранении, социальной политике, промышленности и инфраструктуре.

Сначала слушания шли по отработанному сценарию: доклады профильных министерств, заранее согласованные вопросы от подведомственных организаций и подготовленные ответы чиновников. Но затем дело приняло неожиданный оборот, когда слово получил депутат Альберт Бикалюк.

Вопросы депутата и проблема «непрограммных расходов»

Альберт Бикалюк воспользовался своим правом задать вопросы и прокомментировать проект бюджета. Он подчеркнул, что отраслевые программы — образование, социальная политика, промышленность, здравоохранение, спорт — составляют подавляющую часть расходной части бюджета (по его словам, это «99 процентов» расходной части) и они важны тем, что определяют цели и тех, с кого можно спросить за исполнение. В противоположность этому он выделил «непрограммные расходы», которые невозможно проконтролировать.

Особое внимание Бикалюк обратил на статью расходов в 150 миллионов рублей, обозначенную как проект «социальная архитектура». По его словам, чиновники не смогли толком объяснить, что означает сочетание слов «социальный» и «архитектура» в контексте этой программы. По версии правительства, это якобы программа по подготовке управленческих кадров. Депутат подверг сомнению необходимость выделения таких средств, указывая на имеющийся в регионе Институт корпоративного управления Кировской области — ИКУКО (эта аббревиатура и название приведены в материалах слушаний) — и напомнил, что на протяжении почти года не может получить отчёт о финансовой деятельности этого учреждения.

В материалах обсуждения фигурируют суммы, связанные с ИКУКО: в 2024 году планируется потратить 20 миллионов рублей, в текущем — 16 миллионов, а на следующий год предусматривается уже 35 миллионов рублей. При этом, по словам депутата, «никаких кадровых подвижек», которые могли бы оправдать такие расходы, не наблюдается, несмотря на то, что на цели, связанные с кадровой подготовкой, уже направлены значительные бюджетные суммы — «почти 40 миллионов».

Символы, доверие и реальная политика

Отсутствие губернатора на слушаниях и его фотографии с телёнком стали символом, вокруг которого собрались различные смысловые пластЫ. Для одних — это мирный, человеческий образ руководителя, работающего в сельской территории. Для других — знак пренебрежения к ключевому инструменту публичного контроля над бюджетом и к ожиданиям общества в период бюджетного дефицита.

Почему это важно? Публичные слушания — не просто формальность. Это площадка, где бюджет обсуждается с участием представителей власти, депутатов, общественности. Это момент, когда оформляются общественные ожидания и закрепляются обязательства перед жителями области. Присутствие главы региона символизирует личную ответственность за стратегию распределения средств. Его отсутствие и замена в формате «руководит премьер, но официально не заявлено» создают ощущение размывания ответственности.

Именно это ощущение подхватила часть аудитории, которая увидела в посте губернатора в соцсети не милый кадр с животным, а невербальный сигнал: в моменты, когда обсуждается, куда уйдут миллиарды рублей, значимее оказались сельские кадры и сельский сюжет, чем обсуждение бюджета. Эмоциональная реакция — от скепсиса до раздражения — отражала ожидание, что «царь должен думать о важном», как саркастически замечали некоторые участники.

Открытость, отчётность и институциональная культура

Критика, высказанная на слушаниях, затрагивает более широкие вопросы: как формируется публичный бюджет, насколько прозрачны решения о выделении средств, как отчётность по расходованию бюджетных сумм становится доступной для депутатов и граждан. Возникает вопрос: можно ли доверять распределению средств, если части расходов — «непрограммным» — трудно дать оценку?

Вопросы к эффективности использования бюджетных средств на подготовку кадров и о роли ИКУКО как института управления — тоже часть этой общей темы ответственности. Если институт получает десятки миллионов рублей, общество вправе увидеть отчётность и понять, какие результаты достигаются за счёт этих денег. Когда этого не происходит, усиливается недоверие к действующим механизмам.

Нужно ли «перевоспитывать» чувство юмора и тревоги?

Участники слушаний отмечали, что реакция политического сообщества отражает «исконно русскую повышенную тревожность». Да, тревога — нормальная эмоция в ситуациях неопределённости: дефицит бюджета, рост ожиданий, вопросы по эффективности расходования средств. Но важно переводить эмоциональную энергию в конструктив: требовать прозрачности, отчётности, конкретных сроков и механизмов оценки результатов, а не только выражать недовольство.

Фото с телёнком и само присутствие губернатора в Орловском районе можно интерпретировать по‑разному. Но политика — это не только символы. Политика — это процессы, процедуры и отчётность. И если символы затмевают суть, значит, суть недостаточно понятна или недостаточно представлена.

Заключение: какие уроки для жителей и для власти

  • Публичные слушания — это не шоу, а элемент публичного управления бюджетом. Присутствие руководителя региона в таких моментах — важный знак ответственности.
  • Прозрачность расходов, особенно «непрограммных», требует усиления: обществу нужны отчёты об эффективности и механизмы контроля за реализацией программ.
  • Символы важны, но они не заменяют отчётности. Фотография с телёнком может быть доброй картинкой для соцсетей, но не должна стать ответом на вопросы о дефиците и приоритетах.
  • Депутаты и общественность правы, требуя ясности по проектам, таким как «социальная архитектура», и по действиям институтов вроде ИКУКО, если на их деятельность направляются значительные средства.

Парadox ситуации в том, что корова и телёнок действительно важны для многих жителей Орловского района и других сельских территорий Кировской области — в том числе как символы жизни и труда. Но когда речь идёт о миллиардных бюджетных приоритетах, общество вправе ждать, что руководство региона уделит первоочередное внимание прозрачности, ответственности и личной публичной позиции в ключевые моменты публичного обсуждения бюджета. 😐

Вопрос «что важнее — коровы или слушания по бюджету?» на самом деле не о коровах. Он о том, как власть формирует приоритеты и выстраивает коммуникацию с обществом. Пока ответы на этот вопрос остаются размытыми, подобные эпизоды будут вызывать много эмоций и мало уверенности. А это — худший фон для обсуждения того, как распорядиться общими средствами и кому за это отвечать.

Редакция «Наш Киров» будет следить за темой: пока очевидно одно — публичные слушания по бюджету хотели бы видеть не только заполненным залом, но и полной ясностью в вопросах, которые касаются каждого жителя области.

You May Also Like

More From Author

+ There are no comments

Add yours