Как сообщили в мэрии Кирова со ссылкой на специалистов Кировского филиала ГЖД, с начала 2025 года на объектах железнодорожной инфраструктуры Кировской области произошло четыре инцидента с участием людей, в результате которых погибли трое. Эти трагические случаи вновь привлекают внимание к вопросам безопасности на железной дороге и к необходимости соблюдения простых, но жизненно важных правил поведения вблизи путей и на станциях.
Что произошло: факты и официальные данные
Официальная информация, распространённая мэрией и Кировским филиалом Горьковской железной дороги (ГЖД), пока не содержит подробных персональных данных пострадавших и всех обстоятельств каждого инцидента. Однако специалисты подчёркивают повторяющиеся причины несчастий: неосторожное поведение граждан, переход путей в неположенных местах, попытки перейти пути перед приближающимся поездом, хулиганские действия и зацепинг — то есть попытки перемещаться на наружных платформах вагонов или зацепах состава.
Такие происшествия происходят не только в пределах городской черты Кирова, но и на перегонах и станциях Кировской области. Железнодорожная сеть региона является частью Горьковской железной дороги — одного из крупных филиалов ОАО «РЖД» — и обслуживает как пассажирские, так и грузовые маршруты. Высокая плотность движения поездов, в том числе тяжёлых грузовых составов, делает любое нарушение правил особенно опасным.
Основные причины происшествий
- Переход путей перед приближающимся поездом. Люди иногда пытаются успеть перейти рельсы «в последний момент» — это крайне рискованно из‑за высокой скорости и инерции составов.
- Пересечение путей в местах, не предназначенных для перехода. Вне оборудованных переходов видимость, рельеф и другие факторы увеличивают риск несчастного случая.
- Хулиганские действия — в том числе игра на путях, броски предметов на рельсы и под вагоны.
- Зацепинг — опасная форма «экстрим‑путешествий», при которой человек цепляется за наружные элементы поезда и рискует быть сорванным, зацепиться за опоры контактной сети или попасть под вагоны.
Правила и запреты: что напоминают специалисты ГЖД
Специалисты Кировского филиала ГЖД подчёркивают простые, но строгие правила поведения на железной дороге, соблюдение которых может спасти жизнь:
- Переходить пути можно только в установленных местах: по пешеходным мостам, в тоннелях и через обозначенные переезды.
- На станциях, где отсутствуют мосты и тоннели, граждане должны пересекать пути по настилам и в местах с указателями «Переход через пути».
- Запрещается переходить пути на железнодорожных переездах при закрытом шлагбауме или при загорании красного сигнала светофора переездной сигнализации.
- Перед переходом необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.
- Запрещено ходить по железнодорожным путям, а также переходить и перебегать через пути перед приближающимся поездом, если расстояние до него менее 400 метров.
- Также запрещено переходить железнодорожные пути менее чем за 10 минут до прибытия скоростного поезда.
- На станциях и перегонах строго запрещено подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для перехода через пути.
- Нельзя проходить вдоль железнодорожных путей ближе 5 метров от крайнего рельса, приближаться к опорам и проводам контактной сети, бросать на провода и опоры посторонние предметы, а также подниматься на опоры.
- Использование наушников и мобильных телефонов при переходе через железнодорожные пути также запрещено — они отвлекают и затрудняют восприятие сигналов и приближающегося поезда.
Эти правила действуют в отношении всех — и взрослых, и детей. Их нарушение не только создаёт угрозу для собственной жизни, но и может привести к серьёзным задержкам движения поездов, материальному ущербу и психологическим травмам у машинистов и пассажиров.
Почему расстояния и временные рамки имеют значение
Указанные ограничения — не абстрактные цифры, а результат учёта реальной динамики движения поездов. Поезда, особенно грузовые, имеют огромную массу и требуют большого тормозного пути. Снизить скорость и остановить состав незамедлительно при приближении людей на путях машинистам невозможно. Поэтому правило «не приближаться ближе 400 метров» и «не переходить пути менее чем за 10 минут до прибытия скоростного поезда» направлены на минимизацию ситуаций, в которых у машиниста нет времени на какую‑либо реакцию, а у человека — возможности безопасно отвести ребёнка или скорректировать своё поведение.
Роль городских служб, ГЖД и общества
Предотвращение подобных трагедий требует совместной работы железнодорожников, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и самих жителей. В рамках обычной практики железнодорожные службы занимаются поддержанием технической безопасности: установкой и содержанием сигнализации, ограждений, указателей и настилов. Мэрия и районные администрации взаимодействуют с жителями по вопросам организации безопасных маршрутов вблизи путей, освещения, пешеходных переходов и пропаганды правил поведения.
Важно, чтобы школы и родители вели постоянную работу с детьми — объясняли, почему нельзя играть на путях, зачем соблюдать дистанцию и почему наушники при переходе через пути опасны. Взрослые своим поведением должны демонстрировать правильные модели: переходить пути только в положенных местах, объяснять детям сигнализацию и правила поведения, не поддаваться соблазну «срезать путь». 😊
Что делать при обнаружении опасной ситуации
- Если вы заметили человека на путях, находящегося в опасной близости к приближающемуся составу, не подходите сами, если это может поставить вас под угрозу. Попытайтесь привлечь внимание машиниста — например, махая руками и громко крича, или используйте имеющиеся перенаправляющие сигнальные устройства, если они есть.
- Если вы видите, что кто‑то хочет перелезть через ограждение или пытается совершить зацепинг — постарайтесь остановить человека и объяснить опасность ситуации. При необходимости звоните в экстренные службы.
- В России действует единый номер экстренных служб 112 — этот номер можно набрать, чтобы оперативно сообщить о происшествии на железной дороге и вызвать помощь.
Как жители могут помочь снизить число несчастных случаев
Каждый горожанин может внести вклад в повышение безопасности железнодорожной инфраструктуры и уменьшение числа трагедий:
- Соблюдать собственную осторожность и показывать пример детям и друзьям.
- Сообщать администрациям и железнодорожным службам о недостаточном освещении, повреждениях ограждений, отсутствии указателей или настилов в местах массового перехода путей.
- Участвовать в просветительских мероприятиях в школах и дворах, поддерживать антиизящурные кампании по безопасности на железной дороге.
- Не поощрять и не публиковать материалы, пропагандирующие опасные трюки, связанные с зацепингом и другими рисковыми действиями на поездах.
Заключение: предупреждение лучше печальных последствий
Горе от утраты близких невозможно измерить, и каждая человеческая жизнь бесценна. Три погибших человека и ещё несколько инцидентов с начала 2025 года в Кировской области — трагическое напоминание о том, что пренебрежение правилами безопасности на железной дороге может стоить жизни. Соблюдение простых мер предосторожности — переход только в установленных местах, внимание к сигналам, отказ от наушников и отвлекающих устройств, недопущение зацепинга и хулиганских действий — способно предотвратить новые трагедии.
Если вы стали свидетелем опасного поведения на железной дороге или видите неисправности в инфраструктуре — сообщите об этом соответствующим службам и, при угрозе для жизни, звоните 112. Берегите себя и своих близких, напоминайте детям о правилах безопасности и давайте делать город и область безопаснее вместе. 🙏
Напомним: официальные данные приведены по информации мэрии Кирова и Кировского филиала Горьковской железной дороги (ГЖД).
+ There are no comments
Add yours